По вполне понятным причинам буду говорить, преимущественно, о культе предков на ДВ.
Читаю интереснейшую книгу А. Смоляк (1991) о шаманизме у нижнеамурских нанайцев и ульчей. Она говорит, что у нанайцев нет культа предков, что душа умершего - это враг. Приводит примеры Нового и Новейшего Времен (в т.ч. записанные ей лично в 1950-1970-е у стариков-нанайцев и ульчей).
Однако есть известная нанайская сказка ("десакрализованный миф") позднего происхождения "Молодец и дочь эджэн-хана", где нанайский охотник уходит в поисках дочери эджэн-хана (маньчжурского императора) в подземный мир, проходит через селения, где живут души предков и они ему помогают - от отца идет к деду, от деда - к прадеду, и так, вплоть до прародителя - тигра с лицом старика. Все они делают ему волшебные дары, помогающие в поисках - неиссякаемый котелок риса, неисчерпаемый туесок воды, бронзовую оморочку, плывущую без весел, орлиные крылья, носящие человека по воздуху...). Помогают и советом - "читают книги из рыбьей кожи".
Получается, что Смоляк неправа?
_________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Июн 01, 2012 11:18 am Заголовок сообщения:
Опять же у Смоляк - рассказывая о т.н. "болезни шамана", она упоминает, что шаманы во время своей болезни видят во сне умерших родственников, которые вводят их в мир духов.
Что-то концы с концами относительно наличия/отсутствия культа предков не сходятся
К сожалению, Анна Васильевна умерла и спросить не у кого:
http://www.iea.ras.ru/cntnt/levoe_meny/ob_institu/sotrudniki1/av_smolyak.html _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Дело в том, что по А.В. Смоляк и более ранним (конец XIX - начало ХХ в.) исследователям, нанайцы не выделяли т.н. "заложных покойников" из общей массы покойников.
И в то же самое время - сказка, о которой я говорил, и факт передачи шаманского дара родственниками (порой не по прямой нисходящей линии - дяди. тети, двоюродные и троюродные родственники).
Я теряюсь в догадках... _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах